Дистанційне навчання 21.05.2020 - 29.05.2020


29.05.2020 (пятница)



Основы здоровья

Тема. Практическая работа. Создание коллажа «Что приносит мне радость»

1.Почитайте инструкцию в учебнике стр.137 .

2.Сделайте свой плакат «Что приносит мне радость». Проявите фантазию (не обязательно как образец в учебнике).


Жду фото в Viber (по желанию). Мне и вашим одноклассникам будет интересно посмотреть ваши работы.


Русский язык

Тема. Итоговый урок. Повторение

Повторяем, играя…Безударные гласные и их проверка.





Математика

Тема. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Ознакомление с письменным умножением и делением.

1.Повторите табличное умножение и деление.


2.Повторение

Устный счёт

Задание 1097 стр.166- устно.

3. Новый материал

Ознакомление с письменным умножением

1)Посмотрите видео


2)Прочитайте объяснение в задании 1099 стр.166

3)Решите примеры 1100 стр.166  в тетради.

4.Повторение

1) Решите задачу 1102 стр.167  в тетради.

2) Решите круговые примеры 1106 стр.167 – устно.

3)Задание 1108 стр.167 устно.

4)Поработайте с учебником задание 1117 стр.168 устно.


5. Поиграем и повторим дроби (доли).


6. Повторение

1)Поработайте с учебником. Примеры 1125 стр.169  в тетради.
Подсказка.
Решайте примеры в столбик.

2)Выполните в тетради задачу 1127  на стр.169

3)Выполните в тетради уравнения 1130  на стр.170

4)Кто ещё не устал, может решить в тетради задачу 1131  на стр.170 (по желанию).

7.Повторение

1) Устный счёт. Повторим величины и действия с ними.



2) Решите примеры 1132 стр.170  в тетради.

3) Решите задачу 1133 стр.170 - устно.

4) Решите задачу 1138 стр.170, 171  в тетради.
Решайте задачу при условии, что собрали 20 кг шиповника.
Попробуй решить задачу двумя способами.
Подсказка. Задачу можно решить в 3 действия, а можно и в 4 действия.

8.Повторение.

1) Устный счёт


Поработаем по учебнику.

2)Повторим деление с остатком и  вспомним, как проверить  деление с остатком.

Примеры 1141 стр.171 в тетради.
Решай примеры с проверкой, как в образце.
Образец
27 : 6 = 4 (ост. 3)
27= 6 • 4 + 3

3)Задача 1144 стр.172 в тетради.

4) Уравнения 1147 стр.172 в тетради.

5) Если не устал, то можешь ещё решить геометрическую задачу 
1146 стр.172 в тетради.

9. Новый материал

Ознакомление с письменным делением

1)Посмотрите видео



2)Прочитайте объяснение в задании 1149 стр.172

3)Решите примеры 1150 стр.172 в тетради.

4)Прочитайте объяснение в задании 1160 стр.173

5)Решите примеры 1171 стр.174 в тетради.


Трудовое обучение

Тема: Открытка-колокольчик своими руками


Сделайте колокольчик своими руками и пришлите работу в Viber (по желанию).



Танцуй со мной!



28.05.2020 (четверг)




Литературное чтение

Тема. Урок внеклассного чтения. Работа с литературным произведением. 

1.Сегодня у нас внеклассное чтение и наш учебник отложите в сторону.

Я хочу продолжить знакомить вас с творчеством детского писателя Сергея Козлова. Его герои сказок вам всем знакомы.




2. Послушайте одну из сказок Сергея Козлова «Весенняя сказка»


3. На Ежином портале   https://ejik-land.ru/mist/  вы можете продолжить своё знакомство с творчеством Сергея Козлова.
В свободное время рекомендую почитать повесть – сказку «Трям! Здравствуйте!», в которой Медвежонок выдумывает волшебную страну Тилимилитрямдию.

Математика


Тема.  Проверка деления с остатком. Формула нахождения периметра квадрата. Признаки делимости на 2 и 5. Задачи геометрического содержания. Построение квадрата с помощью чертёжных инструментов.

1.Устный счёт.

Выполните задание 1075 устно.

2. Новый материал
Проверка деления с остатком

1)Поработайте с учебником задание 1076 стр.162.
38 : 6 = 6 (ост. 2)
38= 6 • 6 + 2

2) Прочитайте правило проверки деления с остатком на стр. 162 и выучите!

3) Решите примеры 1081 стр. 163 в тетради.

4) Повторите формулу нахождения периметра квадрата
Задание 1078 стр.162
Запомните!  Р квадрата = а • 4

5) Решите задачу 1079  стр.162 в тетради.
Подсказка. Если периметр квадрата а • 4, то сторону квадрата надо найти, разделив периметр на 4.
а = Р : 4

3. Новый материал
Признаки делимости на 2 и 5 

1)Поработайте с учебником задание 1083 стр.163  – устно.


2)Прочитайте и запомните правила!


3)Задание 1084 стр.163 , устно.

4)Выполните в тетради геометрическую задачу 1091  на стр.164
Подсказка.
1) Сначала найди периметр равностороннего треугольника. Ты знаешь, что каждая из его трёх сторон 12 см.
2) Узнав периметр треугольника, ты узнал и периметр квадрата (из условия задачи – они равны). А вчера на занятии ты узнал, как найти сторону квадрата, зная его периметр. Найди сторону квадрата.
3) Построй квадрат в тетради.


Русский язык

Тема. Итоговое повторение материала изученного во ІІ семестре.

Повторим, что вы знаете о частях речи
Но повторять будем, играя…

 Собери пазлы  и  запомни!



А теперь интересные задания для вас

 Собери пазлы  и  запомни!

Природоведение


Тема. Личная гигиена.

1. Личная гигиена


Посмотрите видео.


2. Задание: Помните и соблюдайте правила личной гигиены! От этого зависит ваше здоровье и здоровье ваших родных!

Время для отдыха 



27.05.2020 (среда)



Літературне читання


Тема. Ірина Прокопенко «Сонце, сонечко та соняшник»; Олесь Лупій «Дорожчої нема».

1.Новий матеріал

1) Сьогодні ми продовжимо знайомитися з літературними каз­ками. А про те, коли відбулися описані в казці події, ви дізнаєте­ся, якщо відгадаєте загадку:
З-під зеленого листу
Гляне личко суниці,
Вишня вдягне намисто,
І достигне пшениця.
Теплий дощик проллється,
Заколоситься жито.
Вся земля усміхнеться.
Прийде радісне … Так, літо.

2) Причитайте казку Ірини Прокопенко «Сонце, сонечко та соняшник»  на с. 153-155
Чому образилося Сонце?
- За що дякували дерева Сонечку?
- Хто ще хотів повернути Сонце? Чому не зміг цього зро­бити?
- Хто допоміг повернути Сонце? Як? Прочитайте ці рядки.
- Чим закінчилася казка?        
- Чому Джміль сказав: «Ж-ж-жарко... Але не дуже...»?
- Прочитайте опис літнього ранку на початку казки.
- Що змінилося після того, як Сонце зайшло за-хмари?
- Знайдіть і прочитайте слова, які є звуконаслідуванням.

3) Причитайте вірш Олеся Лупія «Дорожчої нема» вголос на с.155
- Кого привітало сонце? До кого усміхнулося?
- Як ти розумієш вислів Шевченків край?
- Яке побажання дітям висловлено у вірші?

Домашнє завдання

Знайомимось з сучасною українською дитячою літературою. Мар’яна Савка «Казка про Старого Лева»

Старий Лев, втомившись володарювати, оселяється у славному Львові, у чудовій мансарді з вікнами на площу Ринок. Одного разу під час дощу стеля його помешкання починає текти – без ремонту не обійтися, і Старий Лев просить допомоги у своїх найближчих друзів – Крокодила, Слона та Жирафи. Щойно друзі прибувають до Львова, з ними стаються дивовижні історії... Ця віршована казка –справжня візитка міста Львова, де ледь не щодень стаються дива.



Українська мова


Тема. Текст. Структура тексту. Типи текстів. Зв'язок між реченнями. Абзац. План тексту.

Продовжуємо  вивчати тему «ТЕКСТ»
 - Ви вже багато знаєте про текст, бо вивчали цю тему на уроках російської мови.

Текст. Структура тексту.


1.Передивіться відео.







2. Робота з підручником

1) Виконайте впр.345 на ст. 122, усно.

2) Уважно прочитайте правило на с. 122!

3)Виконайте вправу 347 ст.122 , усно

4) Уважно прочитайте правило на с. 123!

5)Виконайте вправу 350 ст.123 , усно

Типи текстів.


1. Передивіться відео.




2. Робота з підручником.

1) Уважно прочитайте правила на с. 125!

2) Виконайте впр.353 на ст. 126, усно.

Зв'язок між реченнями. Абзац.


1. Передивіться відео.


2.Робота з підручником.

1) Уважно прочитайте правило на с. 129!

2)Виконайте впр.360 на ст. 130, усно.

План тексту.

1.Робота з підручником.

1) Уважно прочитайте правило на с. 131!

2) Виконайте впр.367 на ст. 133, усно.

Домашнє завдання


 Запам’ятай!





Я в мире


Тема. Изобретения человечества, которые изменили мир.


1.Посмотрите видео


2.Почитайте самостоятельно учебник стр.122-124.

Изобразительное искусство

Тема. Клоуны на арене цирка


Предлагаю вам нарисовать весёлых клоунов на арене цирка по образцу или по собственному замыслу. Жду фото ваших работ для выставки (по желанию).

Время для отдыха




26.05.2020 (вторник)




Литературное чтение


Тема: «Корочка хлеба» (белорусская народная сказка); Н. Сладков «Медовый дождь»

Речевая разминка




1.    «Корочка хлеба» (белорусская народная сказка)

 Прочитайте сказку «Корочка хлеба» в учебнике на стр.172-173.
- Какую историю вы узнали?
- Назовите действующих лиц этого произведения.


3. Прочитайте сказку «Корочка хлеба» ещё раз, но уже используя видео. Старайся читать выразительно и не отставать от чтеца. 


- Понравилась ли тебе сказка?
- Какой народ ее сочинил?
- Кто главные герои сказки?
- Как корочка оказалась у паука?
- Зачем паук понес корочку Солнышку?
- Чему учит сказка?

4. Н.Сладков «Медовый дождь».
Прочитайте рассказ «Медовый дождь» в учебнике на стр.174-175.
 - Какую историю вы узнали?
- Назовите действующих лиц этого произведения.

5. Словарная работа.
а) Объясните значение словосочетаний: «лесной просвет», «роса медвяная», «полосатые, как тигры», «на исходе каждого листа».
б) Подбери антонимы: идет, упали, мокрые, сладкие, высокого, крохотные, высасывают.
в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите выражение «медовый дождь»?
Анализируя рассказ, каждый должен сделать взвод для себя, что значит, быть более чутким, внимательным и добрым по отношению к братьям нашим меньшим?        


6. Прочитайте рассказ «Медовый дождь» ещё раз, но уже используя видео. Старайся читать выразительно и не отставать от чтеца. 


- Какие чувства вы испытали, прослушивая рассказ?
- Что вас удивило? Что порадовало?
- От имени кого ведется речь в данном рассказе?
- Пронаблюдайте, с каким чувством Николай Сладков описывает медовый дождь? Как он к нему относится?

- Проследите по тексту, что сделал писатель, чтобы отгадать эту удивительную загадку природы?   

Домашнее задание.

1. Выразительно читать стихотворение «Лето» (с. 173, учебника)

2. Выполнить тест по теме: «Корочка хлеба» (белорусская народная сказка); В.Орлов «Лето»; Н. Сладков «Медовый дождь» по ссылке:


Код доступа 7012081

Укажите фамилию и имя.


Математика

Тема. Деление с остатком. Задачи на нахождение части от числа

1.    Повторение



2. Работаем по учебнику

1)Решите примеры 1057 стр. 160  в тетради.
Внимательно прочитайте образец рассуждения!

2)Кому ещё трудно решать примеры на деление с остатком, решите ещё примеры 1064 стр.160.
А кто хорошо разобрался с делением, может повторить решение уравнений 1061 (1столбик) стр.160.

3) Решите задачу 1060 стр.160  в тетради.

Домашнее задание
Задание 1058 стр. 160, устно

Русский язык

Тема. Наречие. Ознакомительно.

1. Новый материал
- Вспомните, на уроках русского языка мы уже говорили о наречии.

1)Прочитайте  правило на стр.127. Выучите правило!

2) Выполните упражнение 365 стр.172, устно.

3) Выполните упражнение 366 стр.173, устно.

4) Выполните упражнение 367 стр.173, устно.

2. Запомните!


Домашнее задание
Упражнение 368, с. 173. Выучить правило с. 127. 


Природоведение

Тема. Кожа. Значение кожи для организма человека и её гигиена. Органы чувств. Гигиена органов чувств. Предотвращение заболеваний. Здоровый образ жизни. 

1. Кожа.

Посмотрите видео.


 2. Почитайте самостоятельно учебник стр.160-162.
Поработайте устно с вопросами № 1, 2, 4 на стр.162.

3. Поработайте в тетради по теме. 

4.Органы чувств. Гигиена органов чувств. Предотвращение заболеваний. Здоровый образ жизни. 

Посмотрите видео







 5. Почитайте самостоятельно учебник стр.163-167.
Поработайте устно с вопросами на стр.164, 167.

6. Поработайте в тетради по теме. 

Домашнее задание.

1. Выполнить тест по теме: «Кожа. Гигиена кожи» по ссылке:


Код доступа 4954786

Укажите фамилию и имя.

2. Выполнить тест по теме: «Органы чувств» по ссылке:


Код доступа 4041324

Укажите фамилию и имя.


Время для отдыха




25.05.2020 (понедельник)




Математика


Тема.  Деление с остатком.

1.Устный счёт.


2. Работа с учебником.

1) Выполнение задания 1046 (с. 158, учебника), устно
15 * 2 = 30 (п.) – разложили на 2 блюда;
35 – 30 = 5 (п.) – осталось на подносе.
- Можно ли 5 пирожных, которых остались, поделить поровну на два блюда? Одно пирожное лишнее.

3. Новый материал

Деление с остатком

1) Выполнение задания 1047 (с. 158, учебника), устно


2)Посмотрите видео, но только деление с остатком на однозначное число. 
(На двузначное число будем учиться делить с остатком в 4 классе!) 


3) Выполнение задания 1048, 1049 (с. 158, учебника), устно

4) Запомните!


5) Выполнение задания 1051 (с. 159, учебника), устно

Домашнее задание
Задание 1052, 1055 (с. 159, учебника).

Українська мова

Тема. Повторення вивченого.

Робота з підручником.

1.    Вправа 337 (с. 120), усно
-        Прочитай, знайди звертання.

2.    Вправа 338 (с. 120), усно
-        Прочитай речення. Розкажи, які з них прості, а які – складні. Доведи свою думку.

3.    Вправа 339 (с. 120), усно
-        Поділи текст на речення. Постав розділові знаки в кінці речень. Поясніть правопис великої літери в словах тексту.

4.    Вправа 340 (с. 121), усно
-        Перестав рядки так, щоб вийшов віршик. Знайдіть підмети й присудки.

5.    Вправа 343 (с. 121), усно
-        Опиши свою школу за поданим планом.

6.    Вправа 344 (с. 121), усно
-        Дай відповіді на питання.

Домашнє завдання.
Вправа 342 (с. 121, підручника)


Літературне читання

Тема. Поезія. Епізоди з життя письменника. Спостереження за мовою віршів. 
Ліна Костенко — улюблена письменниця українського народу.

1.Новий матеріал 
Ліна Костенко — улюблена письменниця українського народу.

1)Перегляньте відео. Виконайте завдання, які там запропоновано.


2) Прочитайте статтю  «Ліна Костенко — улюблена письменниця українського народу»  на ст.152

3) Послухайте вірш Ліни Костенко «Вербові сережки»


4) Прочитайте вірш Ліни Костенко «Вербові сережки» вголос на ст.152

 5) Прочитайте вірш Ліни Костенко «Польові дзвіночки» на ст.153

Домашнє завдання
Читати с. 152-153, підручника, відповісти на питання. 

Время для отдыха




22.05.2020 (пятница)


Основы здоровья


Тема: Творческие способности. Фантазии и реальность.
Цель: знакомить учащихся с творческими способностями, которые может иметь человек, влиянием творчества на здоровье; развивать фантазию и воображение, умение создавать сказки; воспитывать чувство прекрасного.

Мы с вами на предыдущем уроке говорили о мозге.
- Какую работу выполняет мозг?
- Каких детей называют талантливыми, способными?
- Хотите ли вы узнать, как стать творческими детьми?


Сегодня мы узнаем на уроке, как можно развить творческие способности, фантазию и воображение.


Наш мозг состоит из двух полушарий. Каждая часть отвечает за различные виды деятельности. И их можно развивать. Важно развивать свое воображение и творческие способности. Дети посещают различные кружки, где поют, танцуют, выполняют роли в кукольных спектаклях и тому подобное.
И таким образом они развиваются.

Рассмотрите рисунок (с.130, учебника) и скажите, в каком полушарии развиваются творческие способности?

Занятия творчеством дарят радость, удовольствие, улучшают настроение и здоровье.
Когда человек выполняет любую творческую работу, это приносит человеку удовольствие, дарит радость. Она имеет хорошее настроение и как результат - хорошее здоровье.

Работа над рассказом Николая Носова «Шляпа» (с. 154-155).
- Чего испугался мальчик?
- Что они подумали?
- Что произошло на самом деле?
- Было что-то подобное с вами?
- Чего боятся дети?
- Что бы вы им посоветовали?

Страх - полезное чувство, что предостерегает нас от опасностей. Но иногда страх, порожденный мнимыми угрозами, подавляет и вредит нашему здоровью.


Нарисуйте ребенка вашего пола, которая всего боится.
- Придумайте имя и запишите, чего она боится.
- Подумайте, что из написанного является фантазией, а реальностью.
- Напишите «Ф» у фантазии и «Р» у реальности.
- Расскажите о своих персонажей. Объясните, чего действительно надо бояться, чего - нет. Объясните, почему?
Вывод: учись отличать мнимые угрозы от реальных.

Работа над пословицами и поговорками о здоровье (с. 132)

Практическая работа. Составление «Сказки о здоровье», устно
Можно нарисовать иллюстрацию к своей сказки (по желанию).

Домашнее задание
1.    Проработать раздел «Воображение и здоровье» (с. 130-133, учебник).
2.    Выполнить задание в тетради по теме. 


Русский язык

Проверка знаний по теме: «Части речи». Выполните тест по ссылке:


Код доступа 6055220


Укажите фамилию и имя.


Математика

Контрольная работа. Выполните тест по ссылке:


Код доступа 2692334

Укажите фамилию и имя.


Трудовое обучение

Практическая работа. Создание макетов из деталей конструктора.

Детские конструкторы: играй и развивайся!

Наша выставка



Сегодня продолжаем работать с конструктором. 

Предлагаю ещё поиграть с ним и что-нибудь сконструировать.  

До понедельника!




21.05.2020 (четверг)



Литературное чтение

Тема: Ю. Дмитриев «Что такое лес». А. Толстой «Желтухин».

Проверка знаний по теме: А. Майков «Летний дождь»; Н. Греков «Летом»; С. Маршак «Зеленая страница»; Э. Кузнецова «Сказка о лете и его сыновьях». Выполните тест по ссылке:



Код доступа 9822739

Укажите фамилию и имя.



1. Речевая разминка
- Прочитайте по три раза скороговорку (увеличивая скорость) и чистоговорку (чётко проговаривая все слова).



2. Ю. Дмитриев «Что такое лес».

Мы с вами отправляемся за новыми открытиями. А где мы будем делать открытия? Где будем их искать? (Эти открытия мы будем делать в природе)
Кто нам будет помогать в нашей работе? (В нашей работе нам будут помогать книги.)
Читая книги, мы можем совершать путешествия, участвовать в походах, приключениях, а еще делать открытия. Итак, в путь за открытиями.
Помощником в нашей работе сегодня будет рассказ Ю. Дмитриева «Что такое лес».

Знакомство с биографией писателя.    


Чтение рассказа (с. 164-165, учебника).

- Какую историю вы узнали?
- Назовите действующих лиц этого произведения.
- Почему рассказ назван именно так?

Словарная работа.
Затрепещут листочки осины – задрожат от ветра.
Деревья стали чахнуть – сбрасывать сухую листву.
Пышный ковер – яркий лиственный покров на земле.

Повторное чтение рассказа (с. 164-165, учебника).
-        Какие деревья нарисовал художник?
-        Что дорисовал художник, чтобы лес ожил?
-        Найди описание последний картины художника и прочитай его.
-        Чтобы ты нарисовал в картине о лесе, в котором побывал?

Работа с репродукцией картины художника И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».


- Рассмотрите репродукцию картины.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Какие признаки указывают на то, что это утро?
- Что, по-твоему, могло сломать большое дерево?
- Расскажи, что делают медведи?
- Какие еще картины И.Шишкина ты знаешь?

3. А. Толстой «Желтухин»

Кто главный герой рассказа, вы узнаете, отгадав загадку. 


Информационная минутка.


Чтение произведения (с. 167-171, учебника)
- Какую историю вы узнали?
- Назовите действующих лиц этого произведения.

Словарная работа.
На припеке – на освещенном солнцем месте.

Повторное чтение произведения (с. 167-171, учебника).
- Кто такой Желтухин?
- Как птенец оказался на траве?
- Как вы думаете, почему скворца назвали Желтухин?
- Рассмотрите иллюстрацию (с. 168, учебника). Опишите, что изображено на ней. Это иллюстрирует содержание начала или конца рассказа?
- Какие эпитеты использует автор при описании мальчика? Дайте характеристику мальчику.
- Какова тема рассказа?
- Назовите основную мысль.

Просмотр мультфильма «Желтухин».



- Какие есть изменения в сценарии мультфильма?

Домашнее задание.

1. Выполнить тест по теме: Ю. Дмитриев «Что такое лес» по ссылке:



Код доступа 2043896

Укажите фамилию и имя.

2. Выполнить тест по теме: А. Толстой «Желтухин» по ссылке:


Код доступа 7040339

Укажите фамилию и имя.

3. Выразительно прочитать стихотворение (с. 166,учебника).

4. Выполнить задание в тетради по темам.



Математика


Тема. Нахождение числа по величине его части. Задачи на нахождение числа по величине его части.

1.Повторим дроби (доли).

Поиграем


2. Мы уже научились находить часть (долю) числа.
А сегодня будем учиться находить число по его части (доли). 


Посмотрите видео




2. Поработаем по учебнику.

1) Задание 1037 стр.156 в тетради.

2) Задача 1039 стр.156 в тетради.
Подсказка.
9 – это часть числа, а надо найти всё число!

3) Задача 1043* стр.157 (устно) – для тех, кто не боится трудных и интересных задач.
- Сколько всего яблок лежит на столе?

Домашнее задание
Задание 1044, 1045 (с. 157, учебника)

Завтра контрольная работа.


Русский язык

Тема. Правописание не с глаголами.


1.    Вспомните, что вы уже знаете о частях речи.



2. Сегодня повторим правописание частицы НЕ с глаголами.

1) Вспомните правило!



2) Устно выполните упражнение 361 (с.171, учебника).


3) Письменно выполните упражнение 362 (с.171, учебника) в тетради.

4) Говори правильно! (с. 172).

Домашнее задание.
Упражнение 364 (с. 172, учебника)

Завтра контрольная работа по языковой теме  «Части речи».


Природоведение

Тема. Дыхательная система человека. Предупреждение заболеваний органов дыхания. Кровеносная система человека. Значение крови в организме человека.

Проверка знаний по теме: «Пищеварительная система человека». Выполните тест по ссылке:



Код доступа 1014663

Укажите фамилию и имя.

1.    Дыхательная система человека. Болезни дыхательной системы.

Посмотрите видео.





1.    Почитайте самостоятельно учебник стр.155-156


2.    Поработайте устно с вопросами №1, 2, 3 на стр.156.

3.    Поработайте в тетради по теме. 


1.    Кровеносная система.

Посмотрите видео.






В свободное время рекомендую посмотреть ещё одно видео «Круги кровообращения»


«Повреждения кровеносной системы и пульс» 


1.    Почитайте самостоятельно учебник стр.157-159

2.    Поработайте в тетради по теме.



Домашнее задание.

1. Выполнить тест по теме: «Дыхательная система человека» по ссылке:


Код доступа 3005649

Укажите фамилию и имя.

2. Выполнить тест по теме: «Кровеносная система человека» по ссылке:


Код доступа 1320013

Укажите фамилию и имя.

3. Выполнить задание в тетради по темам. 


Время для отдыха. 





Немає коментарів:

Дописати коментар